КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2020 г. N 2320-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ИВАНОВА ИВАНА ГЕННАДИЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 78 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Г. Иванова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин И.Г. Иванов оспаривает конституционность пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Как следует из представленных материалов, в связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем И.Г. Ивановым страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды с 1 января 2017 года налоговый орган осуществил взыскание с него сумм задолженности. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими арбитражными судами, И.Г. Иванову было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными требований и решений налогового органа, касающихся указанной задолженности. В отношении довода заявителя об имеющейся у него сумме переплаты по страховым взносам, которая подлежала зачету в счет предстоящих платежей, суд указал, что данная сумма переплаты была возвращена ему налоговым органом, поскольку в связи с передачей налоговым органам от внебюджетных фондов полномочий по администрированию страховых взносов отсутствовала возможность осуществления зачета переплаты по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года, в счет предстоящих платежей.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (часть 1), 45, 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, препятствует в осуществлении зачета в счет предстоящих платежей сумм переплаты по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики (подпункт 5 пункта 1 и пункт 3 статьи 21, пункты 1 и 14 статьи 78).
Этому корреспондирует обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет указанных излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в порядке, предусмотренном данным Кодексом (подпункт 7 пункта 1 и пункт 2.1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Распространяя возможность реализации указанного права на плательщиков страховых взносов, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 данного Кодекса (пункт 1.1 статьи 78).
Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, от 30 июня 2020 года N 1595-О и др.); данный вывод в полной мере относится к случаям допущения плательщиками страховых взносов переплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды (Постановление от 31 октября 2019 года N 32-П).
Оспариваемое законоположение, регулируя общие вопросы зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, направлено на обеспечение прав плательщиков страховых взносов, а следовательно, само по себе оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте, тем более принимая во внимание то обстоятельство, что в конкретном деле заявителя сумма переплаты была ему возвращена.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Ивана Геннадиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН